Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский - сын Дмитрия Ивановича Лобанова-Ростовского и Ирины Васильевны Вырубовой.
Родные по линии его матери - Ирины Васильевны Вырубовой, после революции 1917 года обосновались в Париже. Его дед - князь Иван Николаевич (1866-1947) с сыновьями нелегально выехал из Советской России в 1919 году. Иван Николаевич выбрал для проживания Софию - столицу Болгарии, так как Болгария в большей степени, чем другие страны восточной Европы того времени (Румыния, Польша), благоволила к беженцам из России.
Кн. Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский родился 6 января 1935 года в столице Болгарии городе София. В силу объективных обстоятельств юный князь учился сначала в русской школе, потом в немецкой (когда началась немецкая оккупация Болгарии), после войны во французской и болгарской школах.
В 1946 году отец, мама и юный Никита попытались нелегально пересечь границу Болгарии, находившуюся теперь в зоне оккупации СССР, на греческую территорию. Его отцу предлагали советское гражданство, но он отказался от него, вероятно зная об участи многих вернувшихся в СССР. Однако переход границы оказался неудачен: пограничники их задержали и водворили всю семью в военную тюрьму.
В тюрьме одиннадцатилетний Никита сидел отдельно от родителей и испытывал все тяготы тюремной жизни в одиночку. От недоедания Никита заболел и его перевели в уголовную тюрьму - Софийскую Центральную - где кормили два раза в день, плюс утренний чай из липы, оказывали стационарную медицинскую помощь.
В тюрьме он провел год. Спустя шесть месяцев выпустили его маму. Еще позже освободили отца, и семья поселилась у своих знакомых. Однако уже в 1948 году отец бесследно исчез, и лишь в 1992 году сын узнал, что отца расстреляли 13 октября 1948 года в лагере смертников.
По совету знакомого врача Никита начал заниматься плаванием. В результате этих занятий в 1951 году он стал чемпионом Болгарии среди юношей на дистанциях 100 и 200 метров с стиле брас. Юноша был не только окрылен успехом, но также усвоил на всю жизнь урок: только настойчивость в достижении цели и постоянная работа над собой и в определенном для себя направлении позволяет добиться успеха. В сентябре 1953 года матери с сыном, благодаря помощи родственников по материнской линии и их друзей во французском посольстве в Софии, удалось выехать из Болгарии в Париж.
С 1953 года начинается новый период в жизни Никиты.
К сожалению, не прошло и трех лет в свободной Франции, как мама Никиты - Ирина Васильевна Вырубова скончалась(1956). Еще при жизни мамы Никита переехал в Англию с тем, чтобы готовится к поступлению в Оксфордский университет на геологический факультет, ознакомиться с традициями и культурой англичан. Здесь в 1954 году он впервые воочию увидел шедевры живописи, попав в Лондоне на выставку, посвященную "Сезонам русского балета" Сергея Дягилева. Именно в этот момент у него появляется и оформляется страстное желание заняться коллекционированием русской живописи.
В 1958 году он успешно окончил Оксфордский университет, и переехал, для продолжения образования в США. В сентябре того же года поступил на геологический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке со специализацией: экономическая геология (геология разработки рудных месторождений), в 1960 г. - получил степень магистра. Поступив на службу в частный банк "Лоуб Роудс", занимался разведкой нефти в Патагонии (Аргентина) и изучением испанского языка. Позже - поисками ртути в Тунисе и на Аляске, никеля в Венесуэле, железа (итибарита) в Либерии, работал на алмазных разработках в пустыне Калахари в Южной Африке.
Вернувшись в Нью-Йорк и получив работу в банке "Кемикал Банк" (ныне "Морган Чейс Банк"), он поступил на вечерний факультет Нью-Йоркского университета изучать банковское дело. В 1962 г. получил степень магистра банковского учета. В этом же году Никита Дмитриевич женился на француженке Нине Жорж-Пико. Нина была дочерью французского посланника в ООН, а затем заместителем генсека ООН, ранее (в 1930 году) являвшегося вторым секретарем во французском посольстве в Москве.
Вместе с женой он начал заниматься коллекционированием произведений театрально-декорационного искусства русских художников первой половины 20 века. Никита Дмитриевич всегда желал посетить родину предков. Такая возможность впервые представилась в 1970 году, когда ему уже исполнилось 35 лет. Он приехал в Москву вместе с супругой по приглашению Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ), куда он передал архив Сергея Судейкина, и при содействии ЦГАЛИ был представлен ведущим коллекционерам Москвы, Ленинграда и Киева.
С 1974 года он посещает СССР постоянно, приезжая по делам "Уэлсс Фарго Банк", где служил заведующим отделом по Европе, Африке и Ближнему Востоку в должности вице-президента, а затем и по делам южно-африканской алмазной монополии "Де Бирс", советником которой он являлся с 1987 по 1997, встречаясь с высшими государственными чиновниками страны.
В целом же свою жизнь в 1970-80 гг. прошлого века Никита Дмитриевич характеризовал как жизнь в буквальном смысле "на колесах и самолетных крыльях". Главные составляющие его жизни в этот период: аэропорт, взлет, посадка, автомобиль, гостиница и переговоры об условиях и гарантиях займов. Абиджан, Анкара, Москва, Бейрут, Кабул, Тунис, Париж, Лондон, Мадрид и назад через океан в Сан-Франциско США за американскими долларами, которые он как представитель банка давал в рост разным правительствам и на разных континентах.
К этому времени Н. Д. Лобанов-Ростовский становится серьезным коллекционером, знающим большинство русских художников по обе стороны Атлантики. Это позволяет ему стать советником аукционного дома "Кристис", а затем - "Сотбис", который каждые 2-3 года оценивает его уникальную и богатую коллекцию. Он является членом совета директоров "Ассоциации театрального музея" в Лондоне и пожизненным членом Союза благотворителей музея "Метрополитен" в Нью-Йорке.
Изучая живопись, он понял, что, прежде всего, необходимо хорошо разбираться в искусстве и обладать хорошим врожденным и развитым вкусом.
Первые десять лет своего увлечения русским искусством Никита Дмитриевич накапливал сведения, информацию по теме, чтобы иметь возможность делать собственные умозаключения о тех или иных произведениях искусства, о способах их приобретения, каталогизации, хранения. После переезда на учебу в Нью-Йорк в 1958 году, он продолжал параллельно с учебой заниматься выбранным направлением искусства, искал и встречал людей, которые работали с Дягилевым или знали его. Записывал всю информацию, включая сюда и то, кто с кем состоит в родстве и, что у кого сохранилось в мире русских художников и артистов.
Специфика профессиональной деятельности позволяла налаживать контакты и изучать выбранное направление живописи в других странах, прежде всего европейских, где обосновались многие выехавшие из России художники. Он органично совмещал свои деловые обязанности с поиском, в свободное время, разбросанных по Европе российских художников-эмигрантов, или их родственников, либо вообще людей, что-либо знавших о таких художниках в интересующем князя направлении искусства. В результате этих целенаправленных и настойчивых поисков, накопился определенный материал по избранной теме, который был оформлен в справочник театральных художников "Кто есть кто и где?" (некая Малая энциклопедия отечественных живописцев, работающих для сцены) - это первое; а второе то, что именно благодаря этой своей замечательной активности, а также помощи и поддержке супруги он собрал до 1980 года почти 70% своей коллекции, которая сегодня считается крупнейшим в мире частным собранием русского театрально-декоративного искусства, включая 1100 работ около 150 художников.
Коллекция Лобановых-Ростовских охватывает пятьдесят лет театрального оформления с особым акцентом на периоде 1905-1925 гг. В ней широко представлены Лев Бакст, Александр Бенуа, Наталья Гончарова, Константин Коровин, Михаил Ларионов и др. По отзывам специалистов, домашний музей Лобановых-Ростовских не имеет себе равных и как собрание работ великолепных мастеров, и как систематически подобранное научно документированное целое.
Коллекция представляет собой в некотором смысле сокровищницу культурных ценностей, которые могли быть обречены на разрушение. Благодаря усилиям Лобанова-Ростовского множество имен и художественных открытий было спасено от забвения и занимает теперь свои законные места в истории русской культуры.
Начиная с 1964 года, Коллекция весьма регулярно выставлялась в США и Канаде, а с 1982 года в Москве и затем в Западной Европе. Последняя крупная выставка состоялась в 1998 году в Йокагаме (Япония). Некоторые работы из коллекции по инициативе Никиты Дмитриевича уже перебираются на Родину, в Москву.
2-го сентября 2001 года, постановлением Правительства Москвы, в "Городе мастеров" на территории Парка культуры и отдыха "Фили" открылся Дом-музей князей Лобановых-Ростовских. Задача музея - показать историю Российского государства через жизнь и деятельность рода князей Лобановых-Ростовских.
Никита Дмитриевич был назначен внештатным хранителем дома-музея, с условием, что он будет работать здесь, встречать гостей и проживать во время своих визитов в столицу России.
Никита Дмитриевич активно занимается общественной деятельностью. Он является пожизненным членом Союза благотворителей Музея "Метрополитен" в Нью-Йорке, членом Бюро "Фонда Кирилла и Мефодия" в Софии, членом правления "Института современной русской культуры" в Лос-Анджелесе (Калифорния), членом "Ассоциации американских ученых русского происхождения" в Нью-Йорке, членом совета директоров "Международного фонда искусства и просвещения" в Вашингтоне, членом "Общества коллекционеров" в Москве, академиком "Международной информационной академии" при ООН в Женеве, попечителем Русского камерного оркестра в Лондоне, членом комитета "Русского Славянского Искусства" в Москве, и членом попечительного совета "Фонд милосердия имени Анны Павловой" в Москве, председателем совета "Русскоязычной общины в Объединенном Королевстве" в Лондоне и первым заместителем председателя президиума "Международного совета российских соотечественников" в Москве. В 2003 году ему присвоено звание Почетного доктора Санкт-Петербургской Академии художеств.
Н. Д. Лобанов - член Американской ассоциации геологов-нефтяников и Американского института инженеров горнодобывающей, металлургической и нефтяной промышленности.
Н. Д. Лобанов - автор ряда научных работ, среди которых следует отметить книги "Русские художники и театр" (1969), "Финансирование торговли" (1980) и "Банковское дело" (1982). Его имя внесено в биографические справочники "Кто есть кто в мире" (1982-1983), "Кто есть кто в банковском и финансовом деле на Ближнем Востоке" (1982) и в "Биографический словарь Советского Союза 1917-1988" (1989).
http://www.russika.ru/lobanov/Н. Д. Лобанов проживает по адресу: 26 Kildare Terrace, London W2 5LX, Великобритания; телефон/факс:
(+44 20) 72.29.05.05 ;