Категории каталога

Бароны [374]
Ордена Российской империи [34]
Книги [18]
Князья [34]
Рыцарство [22]
Книга. История рыцарства.
Орден Святого Георгия [10]
История, описание.
Титулы [30]

Форма входа

Поиск

Статистика

Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru

Онлайн всего: 48
Гостей: 48
Пользователей: 0

Архивные данные

Главная » Статьи » Рыцарство

Геральдика России
Геральдика России (часть 4)

Русская Геральдическая Коллегия
Одной из старейших общественных геральдических организаций России является Русская Геральдическая Коллегия (РГК), которая была создана в 1990 году при личном покровительстве Великого Князя Владимира Кирилловича Романова, в то время возглавлявшего Российский Императорский дом. С 1992 года, после образования Всероссийского геральдического общества (ВГО), Русская Геральдическая Коллегия вошла в его состав. В
1995 году коллегия получила самостоятельный юридический статус, не выходя при этом из ВГО. Устав РГК зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 мая 1995 года под № 2757.
За время существования Русской геральдической коллегии в ее Гербовый Матрикул внесено более 1100 новых и воссозданных гербов, выпущено (на сегодняшний день) уже 85 номеров восстановленного геральдического журнала «Гербовед» (он выходил в России в 1913—1914 годах), проведено более двух десятков международных генеалого-геральдических научных конференций, изготовлено множество различной печатной и сувенирной продукции с геральдической символикой (календари, значки и другое).

Грамота на герб. Пример современного женского герба

Помимо создания и регистрации гербов, Русская Геральдическая Коллегия ведет Фалеристический Реестр (ФР) и
Общий Вексиллумарий (ОВ). В первый из них вносятся различные нагрудные знаки, общественные награды (медали, ордена, жетоны и тому подобное), а во второй — так называемые «вексиллумы», то есть разнообразные флаги, штандарты, знамена. Продумана система особых отличительных элементов, которые появляются в создаваемых коллегией гербах и упоминаются в ее Кодексе. Прежде всего это касается профессиональных корон, предназначенных для отражения сферы деятельности армигера или рода деятельности той или иной организации. В личных гербах корона занимает место над щитом (между щитом и шлемом), а в корпоративных — над шлемом. На шлемах всех гербов присутствуют определенной формы золотые шейные медальоны, подвешивающиеся на ленты, шнуры, цепочки или ожерелья — согласно рангу герба. Шейные медальоны так же указывают, кому принадлежит герб — мужчине, женщине или какой-либо организации. Эти правила не распространяются на церковные гербы, составляющиеся по отдельным особым правилам и шлемы на которых попросту отсутствуют.
Огромный пласт современных гербов, внесенных в Гербовый Матрикул Русской геральдической   коллегии,   составляют корпоративные гербы. Прежде всего это гербы школ, вузов, банков, различных организаций, фондов и обществ... Несколько лет назад был создан первый в российской истории герб пожарных, который принадлежит Воронежскому управлению государственной противопожарной службы МЧС России. Он широко используется и присутствует как на различных элементах формы воронежских пожарных (например, на нагрудных знаках), так и на борту каждой из пожарных машин Воронежа и области.
Не менее интересны гербы журналов и газет, музеев и театров, библиотек и детских садов, банков и магазинов... Собственно, любая организация или физическое лицо могут иметь ныне гербы. Не так давно был даже создан герб для интернет-сайта «Всероссийское генеалогическое древо»!
Совершенно уникальным может считаться геральдический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза», в рамках которого был создан большой герб Деда Мороза, его личный штандарт, флаги вотчины и почтовой слркбы. Продумана и система наград сказочного государства (например, орден Снежинки), а также отличительных нагрудных знаков и шевронов для слркащих различных подразделений вотчины Деда Мороза, ритуалы подъема флага и многое другое...
При всей сказочности государства Деда Мороза, геральдика и символика призваны сослужить службу самому городу Великому Устюгу, популяризируя Деда Мороза как добрый персонаж из нашего детства и при этом оставаясь на различных великоустюгских сувенирах.

Пример украинской короны АЩ. (Рис. Е.А. Комаровского.)

Отличаются  от других  геральдических изображений гербы современных  кадетских  корпусов.  Для этих учебных заведений, существующих  в системе Министерства образования, созданы особые правила составления гербов.
Современная церковная геральдика
Характеризуя положение дел в современной российской церковной геральдике, отметим, что вековых традиций подобного рода в России не существовало. Известны гербы патриарха Никона и митрополита Киевского Петра (Могилы), ряда высших иерархов Русской Православной Церкви (в частности, святителя Димитрия, митрополита Ростовского), которые и послужили основой для создания системы современных церковных гербов. Известны также гербы некоторых священнослужителей, за заслуги по Высочайшей воле получивших потомственное дворянское достоинство, а вслед за этим и фамильные гербы. Концептуально эти геральдические знаки достоинства ничем не отличаются от обычных дворянских гербов, так как в России до 1917 года не было предпосылок для создания особой системы церковной геральдики. Понятно, что не могли создаваться церковные гербовые эмблемы и в эпоху коммунистического гонения на церковь. Дальнейшее развитие этой области современного российского герботворчества приходится уже на конец XX века.
Несколько лет назад впервые в истории современной российской геральдики был создан церковный герб, внесенный в Гербовый Матрикул Русской Геральдической Коллегии. Владельцем его стала церковно-приходская школа храма Казанской иконы Божией Матери города Воронежа. Следующий герб составлен для Воронежской Духовной семинарии.

                       1)                                                     2)                                                3)
1)Пример современного герба с армейской ранговой профессиональной короной и щитодержатслями — персонажами из древнерусского языческого пантеона (Рис. Ю. Абатурова)
2)Общественная геральдика. (Рис. Е.А. Комаровского.)
3)Ассоциация «ком Ханжонкова» — «Москва»(киновидеоцентр национальныхкинематографий).Над шлемом, в клейноде, — логотип созданной в начале XX века Александром Ханжонковым первой в России киностудии.
(Рис. Е.А. Комаровского.)



События нескольких месяцев, предшествовавших величайшей дате в истории христианского мира, 2000-летию Рождества Христова, были связаны с созданием ряда личных церковных гербов.
В первую очередь был нарисован церковный вариант герба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Известно, что Его Святейшество из дворянского рода. Причем, поскольку было известно, что патриарх не принадлежит к графам Ридигерам, мы предположили, что щит из дворянского герба его предков описывается следующим образом: «В червленом поле серебряный косой крест, сопровождаемый по сторонам четырьмя золотыми шестиконечными звездами». Именно это описание соответствует дворянскому гербу Ридигеров, который и лег в основу первоначального церковного герба Его Святейшества.
По изысканиям генеалогов из Эстонии логично было бы предположить, что предки Патриарха Алексия II (Ридигера) были приобщены к немецкому курляндскому дворянству в 1791 году, но выяснилось, что среди представителей конкретного предполагаемого рода не было лица с именем Фридрих Вильгельм, притом сочетавшегося браком с дамой по фамилии Ержемская (по словам самого Патриарха, именно так звали его прапрадеда и прапрабабушку!).
Тем не менее советник эстонского министра по делам регионов и по совместительству историк и генеалог Аарне Веедла (Aarne Veedla) обнаружил в эстонском издании 1935 года справочника по Эстляндскому рыцарству род фон Рюдингеров, в котором представлены как Фридрих Вильгельм, так и госпожа Ержемская. Несомненно, что у составителя этого справочника, фон Штакельберга, должен был быть какой-то значительный источник для подобных заключений.
Из ряда документов следует, что в 1796 году Фридрих Вильгельм был уволен из Финляндского егерского корпуса Русской армии. Молодой подпоручик вернулся на службу из отпуска лишь через два месяца, за что оказался под судом. Чем закончилось дело, осталось неизвестным.
Аарне Веедла считает, что именно этот инцидент и стал причиной многих неясностей в родословной Его Святейшества, ибо некоторые изменения в имени (выпадение в русском варианте фамилии буквы «н») и в судьбе предка Патриарха,
молодого Фридриха Вильгельма фон Рюдингера, были связаны с желанием дистанцировать отца-генерала и брата-генерала от неприятностей.
Итак, бесспорно то, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II происходит из известного прибалтийского дворянского рода. Но, как доказывает генеалогия, не РИДИГЕРОВ, а РЮДИНГЕРОВ!
Сообразно существующей концепции российской церковной геральдики дворянский герб именно этого рода был помещен на патриарший изумрудный картуш и возглавил, таким образом, всю сис¬тему церковных гербов Русской Православной Церкви.
Об употреблении православного креста в качестве атрибута, помещаемого за картушем, следует сказать особо. Речь идет не о предносном кресте, как признаке высшего церковного иерарха, но именно о кресте православном, как знаке принадлежности к Русской Православной Церкви. Такой крест даже в описаниях иногда называют «русским». Особую форму на патриаршем гербе имеет посох. Только этому гербу присущ изумрудный цвет картуша и белый патриарший кукуль. Также исключительно на гербе Патриарха употребляются две панагии и наперсный крест. Девиз отсутствует, так как дворянский герб Рюдингеров его не имел.

Марфо-Мариинская обитель милосердия (г. Москва). Пример герба ставропигиального монастыря. На это указывают помещенные за картушем 8-конечный православный крест и патриарший посох. Как полагается на всех гербах монастырей, картуш обрамляют черные четки.


Герб ныне покойного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) помещен на лазоревый картуш. Герб бывшего ректора Воронежской Духовной семинарии протоиерея Василия Попова имеет золотой картуш. Иных атрибутов, кроме пурпурной камилавки и золотого протоиерейского креста, на этом гербе нет.
Уникален герб бывшего ректора церковно-приходской школы Казанской церкви Воронежа, ныне иеромонаха Пафнутия (Пичугина), причем не только потому, что имеет черный картуш и увенчан черной камилавкой с наметкой. В основе композиции лежит важный эпизод в истории российской церковной геральдики — выходящая из левого края рука в монашеском одеянии держит золотой свиток с изображением герба той самой церковно-приходской школы, ректором которой был отец Пафнутий и благодаря ректорству которого это учебное заведение обрело герб. На Божественный промысел этого шага указывает выходящая из сияющего облака благословляющая десница. Как и у всех монашествующих, герб отца Пафнутия обрамляют четки, крест под картушем — серебряный.
Последний из пяти юбилейных церковных гербов принадлежит преподавателю Воронежской Духовной семинарии Н.В. Макееву, который внес значительный вклад в развитие церковной геральдики. Как атрибут церковный, щит его герба венчает золотая церковно-просветительская корона. Все эти гербы имеют общий девиз, идентичный девизу Русской Геральдической Коллегии, звучащий кратко и лаконично: «ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ».
В число современных церковных гербов вошел созданный по инициативе жителей Великого Устюга мемориальный герб митрофорного протоиерея Константина Богословского. Как и тысячи иных святых отцов, он был расстрелян в годы коммунистического гонения на церковь, а на Поместном Соборе 2000 года причислен к сонму новомуче-ников и исповедников российских. Так неожиданно среди армигеров появился теперь уже святой новомученик митрофорный протоиерей Константин Богословский.
Первый приходской герб был создан для храма Святого Архистратига Михаила села Озерки Симбирской епархии. На этом гербе впервые используется червленая монастырская ранговая корона. Герб находящегося в Париже Свято Троицкого Александра-Невского кафедрального собора увенчан серебряной короной. На гербах Свято-Николо-Шартомского, Псковского Спасо-Елеазаровского и других монастырей такая корона также имеет серебряный цвет, а картуш положен на скрещенные черные игуменские жезлы. На геральдическом знаке Марфо-Мариинской обители милосердия жезлы заменены патриаршим посохом и православным крестом, в знак того, что монастырь является Патриаршим подворьем, то есть, по сути, ставропигиальным. Совсем недавно по благословению митропо-
лита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира был создан герб для Рождественского подворья Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря.
Настоятель древнего Свято-Николо-Шартомского монастыря архимандрит Никон (Фомин) владеет гербовой эмблемой, положенной на 2 архиерейских золотых жезла.
Создан герб и для Московского Патриархата Русской Православной Церкви, композиция коего по желанию и с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II помещена на зеленую патриаршую мантию.
В гербе Синодального отдела Московского Патриархата по связям с армией и правоохранительными органами измене-
на традиционная овальная форма картуша и щита, что вполне допустимо в особых случаях. При этом так называемый «обратнокаплевидный» щит увенчан митрой и положен на скрещенные золотые архиерейский посох и православный крест, согласно сложившейся системе церковных гербов.
Отметим, что интерес к церковной геральдике стали проявлять священнослужители Русской Православной Церкви разного уровня. Создание церковных гербов приведет, вне сомнения, к повышению престижа и роли православия в целом и Русской Православной Церкви в частности как во внешнецерковных контактах, так и во внутрироссийском церковном и государственном строительстве и развитии.
Геральдика строителей коммунизма
Хотя коммунистические идеи и были призваны уравнять классы общества, сами коммунисты видели необходимость в геральдике и понимали ее потенциальную силу. Поэтому гербы могли быть разрешены к использованию, но лишь до тех пор, пока они не несли в себе символов, которые шли вразрез с основной линией «партии и правительства». В большинстве случаев это означало запрещение религиозных или национальных (отличных от государственных) символов и знаков.

Храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы (г. Казань). Червленый цвет поля, терновый венец и необычный девиз напоминают о бывшем в храме в 20-е годы XX века большевистском концлагере. Огромное количество неопознанных останков жертв захоронены ныне в братской могиле на территории церкви.

В этом разделении символики на идеологически полезную и вредную, как и в других аспектах коммунистического передела мира, лидировала Россия. Серп и молот, символы пролетариата, проложили дорогу во многие городские гербы Российской Федерации и различных Советских республик. Серп, молот и звезда стали основными символами эры социализма.
Национальные традиции
В конце Второй мировой войны ряд государств с вековыми геральдическими традициями попали под советское влияние. Большинство символов, связанных со старым порядком, вскоре были запрещены режимами, установленными в Польше, Венгрии, Болгарии и Чехословакии, после чего красная звезда социализма «пышно расцвела» на благодатной почве нового государственного устройства этих европейских стран. Однако некоторые символы были настолько насыщены глубоким эмоциональным смыслом для отдельных народов, что партийные аппаратчики, хотя и питали к ним отвращение, вынуждены были считаться с их присутствием.
В Германской Демократической Республике руководство следовало советскому символизму до буквы. Новый национальный герб ГДР был почти точной копией советского, но серп был заменен циркулем. При этом лента, связывающая снопы злаков, была выполнена в немецких национальных цветах: красном, золотом и черном. Они взяты из древнего герба немецкого государства: черный орел с красными лапами на золотом поле.
Другие государства, которые не имели столь явных и веских причин забывать свое недавнее прошлое, пришли, в конце концов, к тому, что их коммунистические боссы зачастую утверждали весьма курьезные геральдические слияния символов прошлых столетий с эмблемами послевоенного времени, даже если прошлое было связано с королевской властью. Так, лев с раздвоенным хвостом — эмблема богемских королей — продолжал оставаться государственным символом Чехословакии, но на этот раз... под красной звездой. Подобное произошло и с одним из наиболее древних национальных символов, серебряным орлом династии Пиастов, которые правили средневековой Польшей. В последнем случае красная звезда, заменившая королевскую корону на голове орла, была столь небольшой, что выглядела скорее клейнодом на голове благородной птицы. В итоге в советской Польше серебряный орел просто-напросто изображался без короны.
Личные гербы
Традиционные владельцы гербов — дворяне — были объявлены в советской России вне закона, и значительная часть из тех, кто не уехал из страны или не умер от голода или болезней, с приходом к власти «гегемона человечества» — пролетариата — находилась или в тюрьмах, или в лагерях ГуЛАГа. Другие же, кто пробовал изучать благородную науку геральдику, сразу попадали под подозрение советских властей. И если сегодня геральдисты воспринимаются окружающими как безобидные и странные личности, желающие раскопать романтическое и невероятное прошлое, то при бескомпромиссной и непримиримой политике марксизма-ленинизма во второй трети XX века любой, кто профессионально интересовался «игрушкой дворянства» — геральдикой, мог считаться сторонником старого порядка, желающим возвращения «феодальных репрессий царизма». Те, кто проявлял интерес к геральдике, могли легко попасть в тюрьму за вовлеченность в «деятельность, противоречащую интересам пролетариата».
Территориальные гербы
Что касается земельной геральдики, то отношение к ней не было столь непримиримо отрицательным. В советской Чехословакии, например, древние гербы Праги и Пельхримова получили дополнения в виде государственного герба Чешской Республики — на щите или в клейноде. Несмотря на жестокое отношение к аристократам, было разрешено использовать гербы многих древних княжеских и владетельных родов вместе с титульными коронами в территориальных гербах их старых владений.
Интересно, что в Германской Демократической Республике древние городские и земельные гербы не были запрещены, но их не разрешалось использовать для официальных целей. Местный совет должен был употреблять государственный герб, окруженный надписью, в которой присутствовало название того или иного города или района.
В Советском Союзе изображения святых и другие религиозные символы были заменены в территориальной геральдике рисунками, как правило, отражающими героизм или патриотизм рабочих и крестьян. Если герб был настолько религиозным или монархическим, что воспринимался совершенно оскорбительным для советского руководства, его, не считаясь ни с какими историческими традициями, заменяли новым Зачастую судьба герба просто отдавалась на откуп местной власти, которая решала — менять его или оставить прежним. Например, древний герб литовского города Йонишкис, на котором изображен убивающий змея Святой Архистратиг Михаил, был заменен во времена советского правления червленым щитом с орудием местного крестьянства — косой, помещенной между золотыми солнечными лучами. Такая же печальная участь постигла гербы Архангельска, Киева, Вятки, Симбирска и многих других городов России.

В первые годы после гибели Российской империи старые символы — двуглавый орел и святой Георгий Победоносец - все еще использовались, но вскоре и они были отменены.

Где-то в литовской глубинке есть город Мариямполь, у которого в древнем гербе была фигура святого Георгия Победоносца, поражающего змия. В советские годы он принял не только новый герб, но и новое название (Капсукас). Измененный рисунок герба включал вольную часть революционного красного цвета и пламя, символизирующее знания.
Однако даже эти новые утвержденные рисунки были запрещены литовскими коммунистами после фестиваля песни в 1970 году, когда участники слишком рьяно демонстрировали герб своего города. С тех пор и вплоть до падения советского режима в Литве по крайней мере основная часть старых городских гербов и, конечно, герб старого государства были запрещены.
Новые геральдические системы
Из всех стран, которые попали под социалистическое влияние, Румыния была единственной действительно разработавшей официальную систему территориальных и региональных гербов. Гербы, составленные Государственным комитетом по геральдике, вряд ли могут считаться оригинальными. Традиционные геральдические символы, длительное время ассоциировавшиеся с древними правителями Валахии (орел) и Молдовы (голова буйвола) мирно делили щит с элементами промышленного мира — нефтехимическими заводами, домнами и ткацкими челноками. Каждый новый герб также включал в себя щиток с символами и цветами румынского государства.
В 1974 году соседняя с Румынией Венгрия сделала попытку учредить некую геральдическую схему для того, чтобы заменить древние гербы 83 больших и малых городов новыми, социалистическими. Тогда как в коммунистической Румынии некоторые детали и элементы старого геральдического наследия часто сохранялись, венгерский режим требовал точного подражания советскому стилю, с простыми стилизованными фигурами людей, тянущимися к «восходяшему солнцу социалистического рассвета». Радостные родители и дети заменили в гербах «мрачные» символы дворянства, а красная звезда триумфально сияла над этим псевдогеральдическим искусством
Следует заметить, что символы социалистической эры — это не классическая геральдика, как мы ее знаем и понимаем Однако гербы этого времени вполне могут быть отнесены к геральдической символике, иногда инновационной, но обычно слабой с точки зрения оригинальности и композиции. Когда социалистические режимы рухнули, то же произошло с большинством нелюбимых «геральдических» символов этого времени. Своим быстрым забвением они заплатили за лицемерную службу в течение последних 50 или более лет.
На что важно обратить внимание читателя — в нынешней бессословной Российской Федерации демократическое государство не жалует гербы своим согражданам, но и не препятствует герботворчеству. Право создать и использовать личный герб для любого человека — столь же незыблемо и свято, как его имя .
И касается это не только граждан России или иностранцев — но даже и лиц без гражданства.
Вышесказанное тем более актуально в связи с тем, что российская геральдика оригинальный, самобытный, но недостаточно изученный пласт отечественной культурной традиции, переживающий ныне эпоху подъема и развития. Родовые дворянские и недворянские («гражданские») гербы являются существенной частью мировой геральдики. Утвержденные Высочайше дворянские гербы должны быть отнесены и к законодательным памятникам, и к объектам наследственного права. Но кроме всего прочего, как сами гербы, так и их оригинальные изображения, несомненно, являются достоянием истории и культуры России.



Категория: Рыцарство | Добавил: baron (15.12.2008)
Просмотров: 14319 | Рейтинг: 4.7/7 |